Страничка школьного психолога



Почему дети уходят из дома?




Из дома, из-под теплого родительского крыла постоянно убегают дети и подростки. Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это не коснется никогда.
Однако, даже в самой успешной, в самой хорошей семье может произойти побег. Попробуем понять почему.




Побег подростка происходит по разным причинам. Не обязательно необходимо бить ребенка и лишать его еды. Достаточно простого непонимания. Очень часто подобные размолвки случаются на фоне определения ребенком своей сексуальности, определения круга общения или любимого человека. Нередко этот выбор не устраивает родителей, которых тоже можно понять, и родители строят преграды к общению из самых лучших побуждений. Точно так же родители могут отрицать способности ребенка в момент выбора будущей профессии (а это как раз может случиться в 9 классе), навязывать ему свое видение мира.

Единственный выбор для подростка в такой момент - убежать от излишней опеки. Ребенка не воспринимают как взрослого, не прислушиваются к его мнению, недостаточно ясно аргументируют политику семьи, по принципу "Я старше, я лучше знаю, что тебе необходимо!". При отсутствии возможности доказать свое мнение в диалоге подросток разрывает диалог, бежит.

Что уже говорить о детях, живущих в неблагоприятной обстановке. Даже новый брак мамы или папы может тяжело травмировать подростка. И не важно, что вам этот человек кажется надежным, ребенок в него не верит. Новому члену семьи придется доказать свою надежность, а это работа, не ограничивающаяся покупкой еды и одежды.

Побеги и их суть разнообразны. Ребенок, чья свобода ограничена большим количеством учебного и дополнительного материала может захотеть свободы, просто пойти к друзьям и "зависнуть" там на пару дней. Подростки, которым мешают создавать личные отношения, могут убежать вдвоем, тем самым пытаясь купить себе кусочек свободы от родительского давления. Оскорбленный или избитый подросток может уехать даже в другой город, пытаясь километрами расстояния защититься от нападения.

Довольно часто подростки убегают с плохим табелем в руках. На самом деле причина глубже, чем кажется, причина в вашей реакции на оценки, в вашем умении помочь справиться с проблемами. Миллионы плохих учеников приходят домой, невзирая на количество плохих оценок. Вам придется найти золотую середину между двумя этими состояниями.

Некоторые дети взрослеют слишком рано, может сказаться алкоголизм или наркомания в семье, отсутствие денег, внимания. Да, бывают исключения, ушедшие из дома в 14 лет подростки, нашедшие работу, жилье и место в жизни. Но все же, это исключения. Однако, если вашему ребенку уже 16 и больше лет, он имеет полное право уйти от вас и жить своей жизнью. Необходимо либо принять это, либо стараться наладить контакт. Не забываем о том, что 16-летние дети, которые уже получили паспорт и фактически перестали быть детьми, в момент глубокой растерянности (насилие, семейные неурядицы, проблемы с учебой) могут не просто убежать, а даже убежать в секту, которая создаст плотную видимость защиты и опеки. Откуда вытащить человека возможно, только если организация не имеет регистрации и обвиняется в нарушениях.

Побег, по сути, признак неразвитого еще логического аппарата, детская игра в прятки. Но она говорит родителям о том, что есть из-за чего прятаться. Когда убегают маленькие детки, чаще всего это игры, игры в путешествия, в открытие космоса, покорение моря. Подросток точно так же пытается выместить неприятные моменты путем смены обстановки. Чаще всего беглец ожидает от вас некоторых перемен, разговора, перехода на другой уровень общения.

Если в вашей семье практика побегов регулярна, посмотрите и оцените со стороны свою реакцию. Может, именно в момент возвращения подросток получает то самое количество любви и внимания, которое необходимо. Но со временем яркость эмоций угасает, и ребенок просто перезагружает семейную систему заново - побегом.


 

Депрессия – это заболевание, которое в современном мире имеет особое влияние, как на взрослых, так и на детей. К сожалению, не все родители воспринимают детскую депрессию всерьёз, а иногда и просто не замечают её. Между тем отслеживать поведение и состояние ребёнка необходимо. Если этого не делать, данное заболевание может привести к тяжёлым проявлениям, как на психическом, так и на физиологическом уровне.

Детская депрессия и её симптомы

Депрессия – это длительное психологическое заболевание, способное развить полную апатию к происходящему вокруг, а также поспособствовать укоренению в организме многих заболеваний и расстройств. В детском возрасте оно несёт особую опасность, так как в некоторых случаях трудно различимо и не поддаётся быстрому излечению, требуя комплексного всестороннего подхода и максимального внимания, как со стороны врачей, так и со стороны родителей.

Наиболее часто депрессивным состояниям подвергаются дети в следующих возрастных категориях: от 7-ми до 10-ти лет, от 10-ти до 13-ти, от 14-ти до 16-ти и старше 16-ти. Особо опасные группы включают в себя возраста от 14-ти до 18-ти лет. В этот период от родителей требуется особое внимание, понимание и терпение, а также своевременная диагностика этого психологического заболевания.

Узнать, что у вашего ребёнка депрессия, можно по следующим признакам:

·         Резкие или систематичные перепады настроения. Вот ваш ребёнок довольный жизнью собирает школьный портфель, но уже через полчаса, стоя у входной двери, начинает что-то беспорядочно бубнить и жаловаться на то, как ему надоела школа, и как он хочет остаться дома. Или же он резко отказывается принимать участие в любимой игре, сидит тихо в своей комнате и избегает каких-либо разговоров. Смех может резко сменяться слезами, слёзы – агрессией, агрессия – тоской, тоска – полной апатией и вновь приподнятым настроением;

·         Ухудшение аппетита, сна, подвижности, заинтересованности в происходящем, и как следствие успеваемости в учёбе. Сон может быть очень крепким и долгим, выступая в качестве защитного механизма, либо представлять собой череду самых ужасных кошмаров;

·         Неуравновешенность, недовольство жизнью, постоянные жалобы, склонность к самобичеванию и даже суициду (после особенно длительного периода депрессии);

·         Общее ухудшение состояния, болезненные проявления в области груди, головы, ломота в мышцах и костях.

Ищем причину                                   

Что же является причиной столь угнетённого состояния ребёнка? Депрессия – штука непростая, и, как правило, на начальных стадиях её практически невозможно распознать. Между тем, факторы, влияющие на её проявление, накапливаются и, в конце концов, приводят к настоящему эмоциональному взрыву.

Конечно, наиболее частой причиной развития детской депрессии является неполноценность семьи, личного семейного статуса, отсутствие любви и заботы, должного внимания. Развод родителей или их постоянные ссоры – это прямой путь к формированию тяжёлых психологических состояний у ребёнка.

Не умение общаться, проблемы со сверстниками, постоянные неудачи в учёбе и сопутствующая критика, одиночество (отсутствие друзей), увлечение мрачной музыкой также могут стать отправной точкой для появления депрессии. Важно отметить, что основными сигналами о желании ребёнка закончить свою жизнь будут замкнутость, стремление от всех уйти, спрятаться, уединиться, нежелание разговаривать и, тем более, делиться какими-то болезненными моментами, длительные отлучения из дома, общее изменения в поведении, реакциях, увлечениях и пр. Заметив хотя бы часть подобных проявлений, вы незамедлительно должны что-то предпринять (психотерапевт, психолог, ненавязчивый разговор по душам).

Постоянная смена обстановки, переезды, другой коллектив, необходимость приспосабливаться – всё это входит в ряд причин развития детской депрессии.

Нельзя не отметить и широкое распространение электронных интернет сетей, погружение в которые провоцирует замкнутость и ограждает ребёнка от социума, что неизбежно становится причиной тяжёлых психологических состояний.

Однако помимо факторов, появляющихся в процессе жизни, на развитие депрессии могут повлиять ранние отклонения в развитии плода. В данном случае заболевание примет патологический характер и местными средствами лечить его будет уже невозможно.

Родители в борьбе с депрессией

Прежде всего, чтобы предупредить у своего ребёнка развитие депрессивных состояний, родители должны проявлять больше внимания к тому, чем ребёнок дышит, что ему интересно, что волнует его в большей степени. Они должны сконцентрировать своё внимание на рационе ребёнка, на регулярных прогулках, а также на том, чтобы у их чада было какое-то личное увлечение, которое будет занимать его, отвлекая от дурных мыслей. Важно! Это увлечение должно нравиться именно ребёнку, а не одному из родителей. Если вы всё же заметили признаки депрессии и понимаете, что что-то в ваших действиях (в жизни в целом) пошло не так, необходимо окружить ребёнка заботой, и дать понять ему, что он не один, что вы готовы его выслушать (не ругая!) и помочь разобраться с той или иной проблемой.

Профессиональный подход

Конечно, без квалифицированной помощи специалистов не обойтись. При обнаружении малейших признаков депрессии необходимо записаться на приём к детскому психотерапевту и психологу. Комплексный подход позволит выявить причины развития заболевания, его особенности в каждом конкретном случае и пути решения возникшей проблемы. Иногда назначается и медикаментозное лечение, и даже появляется необходимость размещения ребёнка в стационар. Ни в коем случае не подбирайте антидепрессанты и блокаторы самостоятельно – только врач способен оценить действие того или иного препарата для каждого ребёнка в отдельности!

Очень важно, чтобы курс избавления от депрессии проходил именно в комплексе. Он в свою очередь включает не только постоянные посещения психотерапевта и психолога, но и регулярные прогулки, правильную систему питания, сна, общения. Если возникают проблемы с коммуникабельностью, то ребёнка придётся постепенно направлять в данной области, погружать его в атмосферу, где необходимо контактировать с людьми. Не исключено, что для полноценного эффекта антидепрессивный комплекс придётся проходить всей семье для установления прочного союза со своим чадом.

Как показывает практика, иногда для избавления от депрессии достаточно простого разговора и немного участия в проблемах ребёнка с учётом его мнения, поэтому очень важно найти точки соприкосновения, как с малышом, так и с подростком, тогда тяжёлых форм заболевания удастся избежать.

Автор: Зинаида Рублевская





 

Совет родителям. 

Совет родителям. Начинать бороться с детской ревностью необходимо еще во время беременности. Обязательно расскажите ребенку, кто живет у вас в животе, дайте ему послушать. Посоветуйтесь с ним при покупке ползунков и распашонок, пусть малыш поможет вам решить куда лучше поставить кроватку для новорожденного, и.т.д. Только при покупке приданного для новорожденного обязательно купите старшему какую-нибудь игрушку. После рождения ребенка не отправляйте старшего к бабушкам. Вам, конечно, будет легче на время не беспокоиться о старшем ребенке. Но малыш будет думать, что родители нашли ему замену. Пусть кроха вместе с папой встретит вас и роддома. Он полноправный член семьи, а значит, должен вместе с вами переживать все важные события. Дома не отгоняйте ребенка от новоявленного члена семьи. Пусть он вместе с вами наблюдает за новорожденным и пытается поймать его взгляд. Достаньте фотографии старшего ребенка. Рассказывайте ему, как вы о нем заботились, когда он был такой маленький. Не отдавайте малышу игрушки старшего, даже если они уже несколько лет заброшены в дальний ящик. Это его личные вещи и только он вправе ими распоряжаться. И не покупайте детям общие игрушки. Во-первых, у них слишком большая для этого разница в возрасте. А во-вторых, в три-четыре года у ребенка сильно выражено чувство собственности, и общие игрушки только усилят противостояние и борьбу между детьми.

Никогда не признавайте в слух, что из-за плача новорожденного вы всю ночь не спали, что у вас совсем нет сил, и вам надоело стирать его пеленки. Дети все понимают буквально. Старший ребенок после таких слов будет еще больше ненавидеть малыша, "ведь он так мешает маме". Наберитесь терпения подробно объяснить старшему, почему новорожденный все время плачет.

Совет родителям.  

Совет родителям. 

 

Сложность 1: Чувство вины перед одним из детей

Способ решения. Не создавайте проблему на пустом месте. А если проблема действительно присутствует, ее надо решать, а не винить во всем только себя. Чувство вины плохой советчик. Вы любите своих детей - и это самое главное.

Сложность 2: Бестактные посетители

Способ решения. Не стесняйтесь вежливо указать посетителям на их бестактность. Родственникам открыто скажите, что старший ребенок гораздо больше нуждается в их внимании, чем сладко спящий младенец. Приглашая к себе гостей на "смотрины" новорожденного, обязательно намекните, что приносить подарки нужно для двоих детей.

Сложность 3: Муж ревнует к детям

Способ решения. Обязательно выделите время только для мужа. В редкие минуты уединения не надо разговаривать о детских проблемах и радостях. Хотя бы несколько минут в день побудьте просто мужем и женой. Встречая мужа с работы, искренне интересуйтесь его делами, успехами и сложностями. Не стоит с порога начинать монолог о детских трудностях. Искренне интересуйтесь жизнью мужа и не упрекайте его. Пройдет некоторое время, и он привыкнет к новой ситуации.

всегда рождается вовремя.


 

- мать не отводит его в сад, оставляет дома (скрытый подтекст: если ты меня любишь, то не отдашь в этот гадкий сад!). Кроха добился своего - мама рядом. Каким образом? Эмоциональным шантажом, манипуляцией. Я плачу - маме стыдно, она чувствует себя виноватой - мама не отводит меня в сад (в спортивную школу, в гости к бабушке, в летний лагерь...). Скрытый подтекст действий матери, отказавшейся от своих планов, и здесь легко выявляем - мой ребенок самый лучший, а в саду (школе) их всех стригут под одну гребенку, никакого индивидуального подхода.

Я отнюдь не призываю отдавать в сад всех детей с рожденья, я хочу лишь обратить ваше внимание на то, чтобы разделять, когда у дитя есть серьезные причины для слез, и когда слезы вызваны желанием добиться своего. Жертвенность А механизм воздействия в обоих случаях одинаков - эмоциональный шантаж, манипуляция. 

Среди первенцев и единственных детей в семье манипуляторов больше, чем в семьях с двумя и более детьми. Традиционно им достается больше родительского внимания, желания родителей прослыть демократичными и современными, прислушивающимися к малейшим пожеланиям со стороны обожаемого дитя, а так же в семьях, где родители слишком много работают и не уделяют ребенку достаточно внимания. Одной этой причины хватит, чтобы периодически испытывать чувство вины перед своим чадом. А сыграть на чувстве вины очень легко! "Мы всегда прислушиваемся к мнению и желаниям нашего ребенка", - даже в том случае, когда мать опаздывает на работу, а ребенок хочет и дальше ждать на остановке неизвестно где заблудившийся трамвай.

Наверное, слишком часто идем на поводу их упрямых капризов, почему-то принимая их слишком серьезно.

- Но на улице дождь, ты намочишь ножки.
- А-а-а, тогда я вообще не пойду гулять и буду здесь плакать!
- Хорошо-хорошо, одевай босоножки, только не плачь, а то будет истерика, как вчера...
- Отлично, мама боится моих криков!

Манипулятор - не всегда крикун.

·         !


 

 


Памятка

по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины

1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с территории Украины

На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребёнку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье.

Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей - от своих родителей.

Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребёнка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьёзными, однако для ребёнка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребёнка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит - им самим это не вполне ясно. Иногда ребёнок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать.

Как же взрослым узнать о том, что ребёнок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде:


Советы родителям «Как не отбить у ребёнка желание учиться»

 

1. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка предстоящей учёбой и трудностями этой учёбы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятёрки и всё всегда получалось (подумайте, так ли это было на самом деле?).


Особенности  формирования  мотивации  учения у слабоуспевающих и отстающих детей

1.1. Неправильное отношение  к учению со стороны учащегося. Для того чтобы ученик стремился хорошо учиться, выполнял обязанности ученика, преодолевал трудности в учении, у него должны быть личностные и общественные мотивы для учения. Отсутствие таких мотивов по какой-либо причине приводит к низкой успеваемости этих учащихся.

1.2. Чрезмерные трудности при усвоении учебного материала, что сочетается с интеллектуальной пассивностью в преодолении этих трудностей.

1.3. Неправильно сформированные у учащихся способы учебной работы. Ученик не умеет заучивать учебный материал, составлять план своей работы, не умеет решать задачи, пользоваться схемами, картами. Возможными причинами низкой успеваемости могут быть  отсутствие у ученика режима дня, или неправильно составленный режим, или систематическое несоблюдение режима дня.

1.4. Пробелы в фактических знаниях и умениях применять их на практике.

1.5. Неправильно сформированное у учащихся  в семейном воспитании  отношение к труду вообще  и учебному труду  в частности.

1.6 Отсутствие у ученика познавательных и учебных интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением.

2. Формирование мотивации учения у слабоуспевающих и отстающих детей

В рамках урока необходимо постоянно осуществлять индивидуальный подход к формированию мотивации слабоуспевающих и отстающих детей.

При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям. Для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

При формировании положительного отношения к учению следует предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов решения задачи вместо узкой ориентации только на результат; упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшит дисциплинированность этих детей; упражнения по формированию оценочных действий школьников, для чего привлекать самого ученика к оценке  своих и чужих знаний, ориентироваться при этом на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика, чаще применять комментирование учителем своей оценки, учитывать, что мотивации учения способствуют более однородный состав класса и совпадения норм внутригрупповых оценок.

Кроме того, у слабоуспевающих и отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.

В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение учиться, постепенно и дробно отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей "выученной беспомощности" как следствие длительных неудач, часто укрепляющих неуважение детей к себе.

«Формула» готовности к школе



Психологическая готовность к школе – понятие далеко не однозначное даже в современной психологии. Люди, не занимающиеся детской психологией профессионально, под готовностью к школе нередко понимают определенный уровень знаний и умений ребенка, главным образом связанных с письмом, чтением и счетом. Специалисты, напротив, считают эти показатели не столь важными.

Из чего складывается психологическая готовность ребенка к школе? Как она формируется? Можно ли и каким образом развить у ребенка психологическую готовность к школе? В детской психологии принято считать, что в своем развитии ребенок проходит ряд этапов или ступеней, на каждой приобретая что-то новое для себя. Это новое и является тем итогом развития, благодаря которому ребенок способен перейти на следующий этап. Психологическая готовность, соответственно, итог психического развития ребенка, это такой уровень развития, которого физически и психологически здоровый ребенок может достигнуть к концу дошкольного этапа жизни.

Будущий школьник должен полноценно прожить свое дошкольное детство и максимально использовать возможности этого периода жизни для своего развития. Таким образом, только зрелый, «сложившийся» дошкольник психологически готов к обучению в школе, ребенок должен иметь комплекс качеств, характеризующих зрелого дошкольника. Что это за качества? Условно можно представить ПГШ в такой форме:

Желание («хочу учиться») + возможности («могу учиться») = психологическая готовность к школе.

Желание ребенка учиться – это мотивационно-потребностный компонент ПГШ.

Поступление в школу ребенок связывает для себя с удовлетворением определенных потребностей и желаний. Именно они и являются теми побудительными силами или мотивами, которые побуждают его идти в школу и формируют отношение к ней.

Почему я боюсь идти в школу?


Однако не все дети стремятся попасть в школу и связывают с этим приятные ожидания. Есть дети, которые по тем или иным причинам испытывают тревогу от одной мысли, что скоро в школу и негативно отзываются о ней. Для них образ школьника окрашен отрицательными эмоциями. По большей части страхи детей необоснованные, внушенные родителями или более старшими детьми.

Причиной пессимизма некоторых детей относительно школьной жизни может быть негативный опыт выполнения заданий в детском саду или тревога родителей по поводу предстоящего поступления в школу, передавшаяся ребенку. Другой причиной могут быть запугивания взрослыми будущего первоклассника предстоящей школой (Вот пойдешь в школу – там тебя научат, как себя вести, как слушаться, как…», «В школе из тебя сделают человека!») и.т.п. В результате он ассоциирует школу с неприятными для себя переживаниями.

Благодаря сочетанию познавательного («Хочу учиться, потому что это нужно и важно») и социального («Хочу учиться, потому что это нужно и важно») мотивов у ребенка формируется то, что психологи называют внутренней позицией школьника – психологически он уже школьник, хотя может все еще ходить в детский сад. И наоборот, бывает, что ребенок уже школьник, но внутренне, психологически остается еще дошкольником. О таком ребенке специалисты говорят, что он психологически не готов к школе.

Возможности


Одного желания учиться явно недостаточно для успешного вхождения в школьную жизнь. Ребенок, хорошо мотивированный к школе, но плохо подготовленный к ней интеллектуально, может столкнуться в будущем с самыми разными трудностями. Ситуация, когда «я хочу учиться, но у меня ничего не получается» может негативно сказаться на развитии и поведении ребенка. Например, ему нравится писать буквы в тетради, но особенности развития мелкой моторики руки, трудности право-левосторонней ориентировки и восприятия отдельных элементов буквы или неспособность длительное время удерживать внимание на выполняемой деятельности затрудняют процесс обучения. Ребенок сталкивается с неудачами, критикой со стороны учителя, родителя, сверстников, результат его самого все менее удовлетворяет, и у него формируется негативное отношение        к этому, ранее любимому занятию. Опыт неудач в любом деле отбивает охоту этим делом заниматься. Тем более это справедливо по отношению к детям, которые в отличие от взрослых, более чувствительны к оценкам и критике со стороны других.


Психолого-педагогические рекомендации

по подготовке детей к школе

Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности. Но работа по развитию школьной готовности должна строиться с учетом возрастных особенностей. Например, нужно учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем возрасте – игровая. Благодаря развивающей работе с учетом особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.

1.Нeдопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

3.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

4.Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения.

5.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

6.В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

7.Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

9.Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки, используя занятия с пластилином, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.

10.Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

11.Расширение кругозора через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т.п.

12.Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.

13.Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.

14.Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.

15.Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.

16.Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.

17.Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.

18.Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Учитывая особенности физического развития детей взрослым необходимо:

– дополнить упражнения по физической подготовке детей к обучению в школе комплексом упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

– организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, лепкой;

– проводить закаливающие процедуры, включающие воздушные ванны, хождение босиком, полоскание рта холодной водой, обливание ног, посещение бассейна и др.;– сопровождать занятия физической культурой с комплексом средств фитотерапии, музыкотерапии, арт-терапии, ароматерапии и физиотерапии.

Успехов Вам, уважаемые родители!


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Глава II. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ,
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И НРАВСТВЕННОСТИ

Статья 10. Нарушение покоя граждан


1. Использование повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, киосках, павильонах, балконах, в окнах или на подоконниках, с 22.00 до 8.00 часов, иные действия, нарушающие покой граждан с 22.00 до 8.00 часов, - влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч пятисот рублей.

2. Организация и проведение с 21.00 до 8.00 часов в жилой зоне строительных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других работ, нарушающих покой граждан, за исключением спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

3. Организация и проведение в рабочие дни с 21.00 до 8.00 часов, а также в любое время в воскресные и нерабочие праздничные дни в квартире, комнате многоквартирного дома ремонтных работ, сопровождающихся повышенной громкостью и нарушающих покой граждан, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Закон «Об образовании» ст.52 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

6. Родители (законные представители) детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Закономпорядке компенсации части платы (далее - компенсация), взимаемой за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в указанных организациях.

Закон ХМАО-Югры № 109–оз от 10.07.2009 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в ХМАО-Югре» ( Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 3 июля 2009 года)

          Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), а также порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления, муниципальные образования) мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

 

Глава 1. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ

ДЕТЕЙ, ИХ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ,

ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ

 

Статья 1. Меры по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию

1. В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории автономного округа запрещается:

1) нахождение детей на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, определяемых главой муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) нахождение детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, определяемых главой муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

2. Под ночным временем в настоящей статье понимается:

1) в период с 1 октября по 31 марта - с 22.00 часов до 6.00 часов местного времени;

2) в период с 1 апреля по 30 сентября - с 23.00 часов до 6.00 часов местного времени. 

Статья 2. Уведомление родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка, а также доставление такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в специализированные учреждения для несовершеннолетних 

1. Лица, обнаружившие ребенка в местах, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, в нарушение установленных настоящим Законом требований, сообщают об этом в органы внутренних дел по месту обнаружения ребенка.

2. Уведомление родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка, а также доставление такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 - ФЗ

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

1. Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на участников - от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Закон  ХМАО – Югры от 11.06.2010 № 102 – 0з «Об административных правонарушениях»

Статья 18. Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда

1. Допущение родителями (лицами, их заменяющими), юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождения детей в возрасте до 18 лет на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, определяемых главой муниципального образования, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 16.12.2010 N 239-оз)

2. Допущение родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождения детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, определяемых главой муниципального образования автономного округа, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, -
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 16.12.2010 N 239-оз)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Примечание. Под ночным временем понимается:
1) в период с 1 октября по 31 марта - с 22.00 до 6.00 часов местного времени;
2) в период с 1 апреля по 30 сентября - с 23.00 до 6.00 часов местного времени.
Административную ответственность в соответствии с настоящей статьей не несут должностные и юридические лица, сообщившие в органы внутренних дел об обнаружении ребенка в местах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и принявшие меры, направленные на предупреждение причинения вреда здоровью ребенка, его физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 16.12.2010 N 239-оз)

06.11.2012

Развитие познавательных процессов в игре и общении

ВНИМАНИЕ

              В дошкольном возрасте интенсивно развивается внимание, возрастает его устойчивость, например при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

              Существует универсальное средство организации внимания - речь. По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно.

              На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

МЫШЛЕНИЕ

               Игровая ситуация и игровые действия оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета, он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет- заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами- заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в ум. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно- ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего понять точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

ПАМЯТЬ

               Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

               Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, чего требует игровая ситуация, если не запоминает или не соблюдает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.

               К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.

               Развитие произвольной памяти. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4- 5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

               Овладение произвольными формами памяти проходит в несколько этапов.

               Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

               Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем- нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похожих на лошадей, ты видел?» и т. п.

               Ребенок постепенно учиться повторять, осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

               Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место, дети осознают необходимость специальных действий  запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

ВООБРАЖЕНИЕ

               Воображение ребенка тоже складывается в игре. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Например, если в игре ребенок должен создавать образ персонажа, то он берет на себя эту роль и действует с ней в воображаемой ситуации.

               В игре детей 3- 4- летнего возраста существенное значение имеет сходство предмета- заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым.

               В дошкольном возрасте формируются действия воображения:

               - замысел в форме наглядной модели;

               -образ воображаемого объекта;

               -образ действия с объектом.

               Большое значение в развитии творческого воображения имеет словотворчество: сочинение сказок, дразнилок, считалок и пр. Сочиняя и слушая сказки, ребенок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации. Сама возможность сочинять, воображать «по собственному хотению, по собственному велению» создает особую ситуацию выделения себя как источника воображения и поднимает в ребенке восхитительное чувство своей самости, своего волеизъявления.

РЕЧЬ

               Развитие речи в дошкольном возрасте идет в нескольких направлениях:

       - происходит овладение речью как средством общения (с помощью  речи ребенок учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; учится строить с людьми адекватные отношения, обращаться по имени; приветствовать людей в принятой форме);

       - совершенствуется практическое употребление речи в общении с другими людьми;

       - речь становится основой развития психических процессов, орудием мышления;

       - ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение (что имеет важное значение для последующего овладения грамотой);

       - происходит активное формирование словаря и грамматического строя речи.

       Фазу активного развития проходит фонематический слух, который формируется в процессе речевого общения. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию (обмен эмоциями).

 

ЧУВСТВА

       На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

       Однако чувства ребенка даже 6- 7- летнего возраста нельзя сравнивать с чувствами взрослого. Ребенок, прежде всего, нуждается в любви взрослого, и его чувства зависят от этой любви. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребенка. Уже ребенку 3- летнего возраста приятна похвала взрослых, а порицание его огорчает. У ребенка возникают чувства гордости или стыда в зависимости от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми.

       Изменение чувств ребенка в зависимости от понимания им ситуации хорошо видно на примере развития у дошкольников чувства комического.

       Это чувство возникает у ребенка, когда он сталкивается с чем- либо несуразным, неожиданным, нарушающим привычный ход вещей. У младших дошкольников чувство комического проявляется в веселом смехе, оно возникает когда дети видят смешные жесты, слышат словесные перевертыши, обнаруживают несоответствия во внешности, одежде человека ( например, детскую кепку на голове взрослого) и т. д. Они и сами шутят, давая предметам другие названия, гримасничая, переворачивая слова.

       К старшему дошкольному возрасту, 5- 6 годам, ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений.

       Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка.

       Во- первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от 3- летнего, 5- 6- летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. п.

       Во- вторых, он усваивает «язык» чувств- принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

ПОВЕДЕНИЕ И ВОЛЯ

       Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.

       Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием иерархии мотивов.

       В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три аспекта:

       1) развитие целенаправленности действий;

       2) установление взаимозависимости между целью действий и их   мотивом;

       3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

       Ребенок знает нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок в шесть лет:

       а) знает свои обязанности,

       б) понимает их значение,

       в) может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом.

       Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности- должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычные нормы, это вызывает у него тревогу, ощущение дискомфорта. Сформированные привычки обеспечивают то поведение, которое мы и называем хорошим воспитанием.

ТЕЛЕСНОЕ РАЗВИТИЕ

       При развитии у ребенка образа тела очень важно научить его ценностно относиться к своему телу. Важно вовремя  привить ребенку понимание возрастной дозволенности обращения со своим телом (в плане возможных физических нагрузок, телесных функций и др.). Важно именно в этом возрасте преуспеть в воспитании целомудрия и сопутствующей ему стыдливости. Важно при этом воспитать ценностное отношение к телу, научить заботиться о нем. Образ тела включает всю гамму отношений к нему, существующих в обществе и присваиваемых ребенком именно в эту пору высокой эмоциональной сензитивности.

       При всем богатстве потенциала телесного развития ребенка необходимо еще одно условие- соучаствующий взрослый, который эмоционально и физически содействует развитию ребенка. Близкий, значимый для ребенка взрослый охраняет его от вероятных травм, вселяет уверенность в безопасности. Взрослый восхищается успехами ребенка в его телесных упражнениях, чем поддерживает и развивает в нем чувство самоценности. Кроме того, взрослый показывает ребенку путь более успешного овладения необходимым действием, что обеспечивает более эффективное научение.

           20.04.2012

Что нужно знать о детском и подростковом  суициде?

В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния. Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку. В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются отношения с родителями, реже с учителями.

Следующие симптомы в поведении ребенка должны настораживать взрослых:

uИзменение настроения, подавленность, снижение аппетита, раздражительность.

uРебенок замыкается, закрывается у себя в комнате, ни с кем не хочет разговаривать. Ничто его не радует.

uНикуда не хочет идти, не отвечает на звонки друзей.

Любые реплики и вопросы, связанные со смертью, самоубийством не должны оставаться без внимания. Особенно надо быть внимательными к детям сильно обидчивым, легко ранимым, чересчур требовательным к своей внешности.

При появлении первых признаков неблагополучия у подростка,  необходима мобилизация душевных сил близких людей.  Ребенок должен чувствовать, что он любим и значим, что его делами и проблемами интересуются и готовы помочь  ему выйти из затруднительного положения. Своевременная психологическая  помощь может предотвратить такую страшную трагедию, как суицид.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

uПереживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

uДействительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

uПереживание, связанные со смертью, разводом иди уходом родителей из семьи.

uЧувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

uБоязнь позора, насмешек или унижения.

uСтрах наказания, нежелание извиниться.

uЧувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.

uЖелание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие,  избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

uСочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Уважаемые педагоги, родители со всеми возникающими вопросами по данной проблеме вы можете обратиться к педагогу-психологу нашего ОУ, а также в социально-психологические службы города и непосредственно к врачу-психиатру в детскую поликлинику.

Разговор по «Телефону доверия» может стать спасительным.

Телефон доверия анонимный, круглосуточный, бесплатный:

8-800-2000-122

Помните о том, что эмоциональное благополучие и будущее наших детей зависит от нас – взрослых!

 

20.04.2012       

 

Если у ребенка малая мозговая дисфункция (ММД)

В воспитании и обучении ребенка с минимальной дисфункцией мозга необходимо руководствоваться несколькими основополагающими принципами.

Главным является забота об общем состоянии здоровья ребенка, так как именно от этого самым непосредственным образом зависит и избавление от ММД, и поддержание определенного уровня работоспособности, необходимого для успешного обучения в школе. Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога и выполнять его рекомендации. Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). При выборе спортивных занятий следует избегать таких, где велика вероятность сотрясения мозга. Попытки с помощью усиленных спортивных занятий "сбросить" излишнюю энергию реактивных детей не приводят к успеху. Их реактивность не уменьшится, а переутомление может оказаться чрезмерным.

Не имеет смысла тренировать у ребенка внимание или память: это не дает результатов. В первую очередь, необходимо развивать речь и мышление детей, учить их рассуждать, так как уровень риска, вероятность возникновения осложнений в психическом развитии связаны с недостатками интеллекта, а не со степенью выраженности ММД. Дошкольное обучение и развитие ребенка должны проходить в игровой форме и быть согласованы с ритмом работы его мозга. Особое внимание необходимо уделять занятиям, способствующим подготовке ребенка к школе (чтению, рисованию, раскрашиванию, конструированию и пр.)

Не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно в таких, где значительны нагрузки на память, внимание, вероятно физическое переутомление, а так же если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает

В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает отклонения или осложнения в протекании этого процесса.

                                                                                                                                                                             19.04.2012

 

 

Полезная информация

для педагогов и родителей (законных представителей)

В последнее время остро стоит вопрос об организации работы с детьми по профилактике физического и эмоционального истощения несовершеннолетних с целью предотвращения суицидальных попыток несовершеннолетних.

 В связи с этим  подготовлен материал, который поможет взрослым определять эмоциональные состояния и личностные особенности несовершеннолетних.

​ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ                                                                                                                       07.04.2012

Готовность младших школьников

к обучению в среднем звене.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

​ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ                                                                                                                       23.01.2012

Роль комфорта в образовании младших школьников

Термин «комфорт» в толковом словаре С. И. Ожегова трактуется как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют». С психологической точки зрения комфорт школьника – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой. С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений: организация внутришкольной среды и особенности организации образовательной деятельности школьника.

Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. Структурными составляющими общего комфортаявляются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника.

 Источником психологического комфорта выступают в первую очередь организационно – коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Кроме того, в образовательном процессе важно не только то, кто учит, но и где происходит обучение, то есть важно само «место образования». Педагоги–практики подчеркивают, что в младшем школьном возрасте особое значение имеет тактильный контакт, поэтому доброжелательное прикосновение для ребенка это знак эмоциональной безопасности. Говоря о нашей практике работы в начальных классах отметим, что взаимопонимание и сотрудничество создаются атмосферой доброжелательности, где учитель и учащиеся стараются обращаться друг с другом спокойно, не повышая тона, где нормой является взаимное уважение и на уроке и во внеурочное время. Действия педагога по конструированию комфортной среды заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо агрессивного словесного воздействия, организация вместо конфронтации и т.п. Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую среду, уклад школьной жизни, при котором взаимодействие построено на основе достижения взаимного доверия, понимания, комфортного состояния и детей и взрослых. Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю любовь, которая снижает тревожность и дает ребенку ощущение безопасности. При этом, отношения учителя и учеников характеризуется такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты. Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой информации. На наших занятиях интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, дифференцированием заданий для разных групп учеников, индивидуальной поддержкой отдельных ребят. Психологи отмечают, что поддержка интереса является исключительно важным видом развития мотивации, необходимой для успешного интеллектуального развития личности. Ситуация интеллектуального успеха – этосовокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком – либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, спорте, художественном творчестве). Это способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки младшего школьника.

      Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесным, соматическими потребностями и предметно – пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, в воде, тепле и других условий, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. В  начальных классах для создания физического комфорта каждое утро педагог проводит утреннюю зарядку, а во время уроков – «физкультурную минутку». В проведении сезонных походов и комплексных экскурсий в зимний и осенний лес принимают участие 2-3 педагога. Во внеурочное время большинство детей класса посещают спортивные и танцевальные кружки. Для родителей силами школьных специалистов проводятся беседы о здоровье семьи и детей. Для ребят ведутся занятия, где мы обучаем их способам сохранения собственного здоровья и навыкам профилактики различных заболеваний. В целом, состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению.

                                                                                                                                               19.01.2012

Рекомендации для родителей и педагогов  по работе с агрессивными детьми


  1. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. 

  2.Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа ведения по отношению к ребенку. 
 3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). 
 4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов. 
 5. Обсуждать поведение только после успокоения. 
 6.Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. 
 7.Учить нести ответственность за свои поступки. 

 8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома. 
 9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом     попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. 
 10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны. 
 11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания. 
 12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки. 
 13.Сохранять спокойный эмоциональный тон. 
 14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем. 
  15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения. 
  16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать    собой. 
  17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.) 
  18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. 
  19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо». 
  20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы  преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

 10.12.2011

Как повысить качество обучения в классе, в котором много пессимистов.

1.Не использовать обобщения типа «Ты никогда не делаешь уроки»; «Ты всегда сдаешь неряшливые тетради». Вместо этого делать конкретные замечания, например: «Ты не достаточно старался».

2.Отказаться от фразы «Ничего страшного».

3.Чаще использовать воодушевляющие высказывания.

4.Снижать сверхзначимость контрольных и экзаменов: «Экзаменов будет еще много».

5.Использовать крылатые фразы (можно оформить плакаты): «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный стремится не избегать ошибок, а исправлять их» и.т.п.

6.Включать в уроки задания типа «Поправь учителя» (основная мысль: учитель тоже ошибается, значит, это не страшно);  «Исправь ошибки друга», «Исправь ошибки Незнайки» (основная мысль: я не только могу ошибаться, но также умею находить ошибки у других); «Догадайся, почему Буратино ошибся» - например, был невнимателен, не знал проверочное слово, не выделил корень и не назвал орфограмму.

     С 26 сентября по 1 октября в ОУ прошла неделя психологии.

В этот период обучающиеся  1-4 классов приняли участие в играх:

"Моё настроение"(наиболее активными были 1а, 1б, 2в, 2г. 4б и 4г классы);

"Следопыт" (победителями стали 4в - 1 место, 4б - 2 место и 2г - 3 место);

"Секретная почта" (по количеству написанных писем на первом месте 3в).

А ещё ребята организовали выставку рисунков и плакатов на тему "Профилактика жестокости".

                                                                                                                         01.10.2011

 

Очень часто мы говорим, что дети нас не слышат, не понимают.

 А что если:

1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”

скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!” 

2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт”

обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”

 3. Вместо грубого: “Убери за собой” произнести мечтательным голосом: "Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе..."

4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”

сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.” 

5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть”

примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”

 6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”

поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ  укрывания одеялом?”

 7. Вместо злого: “По попе захотел?”

выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”

 8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”

неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”

 9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”

сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”

 10. Вместо менторского: “Руки помыл?”

предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет грязная?”

                                                                                                                         19.09.2011