Страничка школьного психолога

Буклет для родителей "Насилие в семье" - Бить или не бить?



Информационные материалы по вопросам продвижения ценностей семьи, ответственного родительства

Во исполнение указа Президента РФ N2-1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей реализуется комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в т.ч. на позитивное восприятие института семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проводится общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми.

Исполнителями являются Министерство труда и социального развития РФ, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках информационной кампании Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создал рекламно-информационные материалы по вопросам продвижения ценностей семьи, в т.ч. многодетной ("Сказки"), продвижения ценностей ответственного родительства, недопущения жестокого обращения с детьми ("Диалоги"), семейное устройство детей-сирот ("Супергерои").

С образцами материалов можно ознакомиться:

1) По ссылкам представленным ниже;

Видеоролик -"Скажи о чем молчишь" -"Скажи о чем молчишь" -ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Видеоролик "Пункт приема детских страхов" -ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Видеоролик "Приснилось" -ЦЕННОСТЬ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Видеоролик «Матрешки» -«Матрешки» -ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ, МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

Видеоролик "Сказки" -ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ, МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

Видеоролик "Ваза"- воспитывая детей, начинайте с себя (против жестокого обращения)

Видеоролик "Диалоги" -НАУЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ ДЕТЕЙ

Видеоролик "Супергерои" -ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ

Видеоролик "Угол" -против жестокого обращения С ДЕТЬМИ

Видеоролик "Объявление" -УСЫНОВЛЕНИЕ

2) На сайте Фонда поддержки детей в разделе «Важная информация» (сообщение «Внимание! Новая социальная реклама»).


​​Почему дети уходят из дома?

Из дома, из-под теплого родительского крыла постоянно убегают дети и подростки. Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это не коснется никогда.

Однако, даже в самой успешной, в самой хорошей семье может произойти побег. Попробуем понять почему.

Побег подростка происходит по разным причинам. Не обязательно необходимо бить ребенка и лишать его еды. Достаточно простого непонимания. Очень часто подобные размолвки случаются на фоне определения ребенком своей сексуальности, определения круга общения или любимого человека. Нередко этот выбор не устраивает родителей, которых тоже можно понять, и родители строят преграды к общению из самых лучших побуждений. Точно так же родители могут отрицать способности ребенка в момент выбора будущей профессии (а это как раз может случиться в 9 классе), навязывать ему свое видение мира.

Единственный выбор для подростка в такой момент - убежать от излишней опеки. Ребенка не воспринимают как взрослого, не прислушиваются к его мнению, недостаточно ясно аргументируют политику семьи, по принципу "Я старше, я лучше знаю, что тебе необходимо!". При отсутствии возможности доказать свое мнение в диалоге подросток разрывает диалог, бежит.

Что уже говорить о детях, живущих в неблагоприятной обстановке. Даже новый брак мамы или папы может тяжело травмировать подростка. И не важно, что вам этот человек кажется надежным, ребенок в него не верит. Новому члену семьи придется доказать свою надежность, а это работа, не ограничивающаяся покупкой еды и одежды.

Побеги и их суть разнообразны. Ребенок, чья свобода ограничена большим количеством учебного и дополнительного материала может захотеть свободы, просто пойти к друзьям и "зависнуть" там на пару дней. Подростки, которым мешают создавать личные отношения, могут убежать вдвоем, тем самым пытаясь купить себе кусочек свободы от родительского давления. Оскорбленный или избитый подросток может уехать даже в другой город, пытаясь километрами расстояния защититься от нападения.

Довольно часто подростки убегают с плохим табелем в руках. На самом деле причина глубже, чем кажется, причина в вашей реакции на оценки, в вашем умении помочь справиться с проблемами. Миллионы плохих учеников приходят домой, невзирая на количество плохих оценок. Вам придется найти золотую середину между двумя этими состояниями.

Некоторые дети взрослеют слишком рано, может сказаться алкоголизм или наркомания в семье, отсутствие денег, внимания. Да, бывают исключения, ушедшие из дома в 14 лет подростки, нашедшие работу, жилье и место в жизни. Но все же, это исключения. Однако, если вашему ребенку уже 16 и больше лет, он имеет полное право уйти от вас и жить своей жизнью. Необходимо либо принять это, либо стараться наладить контакт. Не забываем о том, что 16-летние дети, которые уже получили паспорт и фактически перестали быть детьми, в момент глубокой растерянности (насилие, семейные неурядицы, проблемы с учебой) могут не просто убежать, а даже убежать в секту, которая создаст плотную видимость защиты и опеки. Откуда вытащить человека возможно, только если организация не имеет регистрации и обвиняется в нарушениях.

Побег, по сути, признак неразвитого еще логического аппарата, детская игра в прятки. Но она говорит родителям о том, что есть из-за чего прятаться. Когда убегают маленькие детки, чаще всего это игры, игры в путешествия, в открытие космоса, покорение моря. Подросток точно так же пытается выместить неприятные моменты путем смены обстановки. Чаще всего беглец ожидает от вас некоторых перемен, разговора, перехода на другой уровень общения.

Если в вашей семье практика побегов регулярна, посмотрите и оцените со стороны свою реакцию. Может, именно в момент возвращения подросток получает то самое количество любви и внимания, которое необходимо. Но со временем яркость эмоций угасает, и ребенок просто перезагружает семейную систему заново - побегом.


 

Депрессия – это заболевание, которое в современном мире имеет особое влияние, как на взрослых, так и на детей. К сожалению, не все родители воспринимают детскую депрессию всерьёз, а иногда и просто не замечают её. Между тем отслеживать поведение и состояние ребёнка необходимо. Если этого не делать, данное заболевание может привести к тяжёлым проявлениям, как на психическом, так и на физиологическом уровне.

Детская депрессия и её симптомы

Депрессия – это длительное психологическое заболевание, способное развить полную апатию к происходящему вокруг, а также поспособствовать укоренению в организме многих заболеваний и расстройств. В детском возрасте оно несёт особую опасность, так как в некоторых случаях трудно различимо и не поддаётся быстрому излечению, требуя комплексного всестороннего подхода и максимального внимания, как со стороны врачей, так и со стороны родителей.

Наиболее часто депрессивным состояниям подвергаются дети в следующих возрастных категориях: от 7-ми до 10-ти лет, от 10-ти до 13-ти, от 14-ти до 16-ти и старше 16-ти. Особо опасные группы включают в себя возраста от 14-ти до 18-ти лет. В этот период от родителей требуется особое внимание, понимание и терпение, а также своевременная диагностика этого психологического заболевания.

Узнать, что у вашего ребёнка депрессия, можно по следующим признакам:

·         Резкие или систематичные перепады настроения. Вот ваш ребёнок довольный жизнью собирает школьный портфель, но уже через полчаса, стоя у входной двери, начинает что-то беспорядочно бубнить и жаловаться на то, как ему надоела школа, и как он хочет остаться дома. Или же он резко отказывается принимать участие в любимой игре, сидит тихо в своей комнате и избегает каких-либо разговоров. Смех может резко сменяться слезами, слёзы – агрессией, агрессия – тоской, тоска – полной апатией и вновь приподнятым настроением;

·         Ухудшение аппетита, сна, подвижности, заинтересованности в происходящем, и как следствие успеваемости в учёбе. Сон может быть очень крепким и долгим, выступая в качестве защитного механизма, либо представлять собой череду самых ужасных кошмаров;

·         Неуравновешенность, недовольство жизнью, постоянные жалобы, склонность к самобичеванию и даже суициду (после особенно длительного периода депрессии);

·         Общее ухудшение состояния, болезненные проявления в области груди, головы, ломота в мышцах и костях.

Ищем причину                                   

Что же является причиной столь угнетённого состояния ребёнка? Депрессия – штука непростая, и, как правило, на начальных стадиях её практически невозможно распознать. Между тем, факторы, влияющие на её проявление, накапливаются и, в конце концов, приводят к настоящему эмоциональному взрыву.

Конечно, наиболее частой причиной развития детской депрессии является неполноценность семьи, личного семейного статуса, отсутствие любви и заботы, должного внимания. Развод родителей или их постоянные ссоры – это прямой путь к формированию тяжёлых психологических состояний у ребёнка.

Не умение общаться, проблемы со сверстниками, постоянные неудачи в учёбе и сопутствующая критика, одиночество (отсутствие друзей), увлечение мрачной музыкой также могут стать отправной точкой для появления депрессии. Важно отметить, что основными сигналами о желании ребёнка закончить свою жизнь будут замкнутость, стремление от всех уйти, спрятаться, уединиться, нежелание разговаривать и, тем более, делиться какими-то болезненными моментами, длительные отлучения из дома, общее изменения в поведении, реакциях, увлечениях и пр. Заметив хотя бы часть подобных проявлений, вы незамедлительно должны что-то предпринять (психотерапевт, психолог, ненавязчивый разговор по душам).

Постоянная смена обстановки, переезды, другой коллектив, необходимость приспосабливаться – всё это входит в ряд причин развития детской депрессии.

Нельзя не отметить и широкое распространение электронных интернет сетей, погружение в которые провоцирует замкнутость и ограждает ребёнка от социума, что неизбежно становится причиной тяжёлых психологических состояний.

Однако помимо факторов, появляющихся в процессе жизни, на развитие депрессии могут повлиять ранние отклонения в развитии плода. В данном случае заболевание примет патологический характер и местными средствами лечить его будет уже невозможно.

Родители в борьбе с депрессией

Прежде всего, чтобы предупредить у своего ребёнка развитие депрессивных состояний, родители должны проявлять больше внимания к тому, чем ребёнок дышит, что ему интересно, что волнует его в большей степени. Они должны сконцентрировать своё внимание на рационе ребёнка, на регулярных прогулках, а также на том, чтобы у их чада было какое-то личное увлечение, которое будет занимать его, отвлекая от дурных мыслей. Важно! Это увлечение должно нравиться именно ребёнку, а не одному из родителей. Если вы всё же заметили признаки депрессии и понимаете, что что-то в ваших действиях (в жизни в целом) пошло не так, необходимо окружить ребёнка заботой, и дать понять ему, что он не один, что вы готовы его выслушать (не ругая!) и помочь разобраться с той или иной проблемой.

Профессиональный подход

Конечно, без квалифицированной помощи специалистов не обойтись. При обнаружении малейших признаков депрессии необходимо записаться на приём к детскому психотерапевту и психологу. Комплексный подход позволит выявить причины развития заболевания, его особенности в каждом конкретном случае и пути решения возникшей проблемы. Иногда назначается и медикаментозное лечение, и даже появляется необходимость размещения ребёнка в стационар. Ни в коем случае не подбирайте антидепрессанты и блокаторы самостоятельно – только врач способен оценить действие того или иного препарата для каждого ребёнка в отдельности!

Очень важно, чтобы курс избавления от депрессии проходил именно в комплексе. Он в свою очередь включает не только постоянные посещения психотерапевта и психолога, но и регулярные прогулки, правильную систему питания, сна, общения. Если возникают проблемы с коммуникабельностью, то ребёнка придётся постепенно направлять в данной области, погружать его в атмосферу, где необходимо контактировать с людьми. Не исключено, что для полноценного эффекта антидепрессивный комплекс придётся проходить всей семье для установления прочного союза со своим чадом.

Как показывает практика, иногда для избавления от депрессии достаточно простого разговора и немного участия в проблемах ребёнка с учётом его мнения, поэтому очень важно найти точки соприкосновения, как с малышом, так и с подростком, тогда тяжёлых форм заболевания удастся избежать.

Автор: Зинаида Рублевская

Совет родителям. 

Совет родителям. Начинать бороться с детской ревностью необходимо еще во время беременности. Обязательно расскажите ребенку, кто живет у вас в животе, дайте ему послушать. Посоветуйтесь с ним при покупке ползунков и распашонок, пусть малыш поможет вам решить куда лучше поставить кроватку для новорожденного, и.т.д. Только при покупке приданного для новорожденного обязательно купите старшему какую-нибудь игрушку. После рождения ребенка не отправляйте старшего к бабушкам. Вам, конечно, будет легче на время не беспокоиться о старшем ребенке. Но малыш будет думать, что родители нашли ему замену. Пусть кроха вместе с папой встретит вас и роддома. Он полноправный член семьи, а значит, должен вместе с вами переживать все важные события. Дома не отгоняйте ребенка от новоявленного члена семьи. Пусть он вместе с вами наблюдает за новорожденным и пытается поймать его взгляд. Достаньте фотографии старшего ребенка. Рассказывайте ему, как вы о нем заботились, когда он был такой маленький. Не отдавайте малышу игрушки старшего, даже если они уже несколько лет заброшены в дальний ящик. Это его личные вещи и только он вправе ими распоряжаться. И не покупайте детям общие игрушки. Во-первых, у них слишком большая для этого разница в возрасте. А во-вторых, в три-четыре года у ребенка сильно выражено чувство собственности, и общие игрушки только усилят противостояние и борьбу между детьми.

Никогда не признавайте в слух, что из-за плача новорожденного вы всю ночь не спали, что у вас совсем нет сил, и вам надоело стирать его пеленки. Дети все понимают буквально. Старший ребенок после таких слов будет еще больше ненавидеть малыша, "ведь он так мешает маме". Наберитесь терпения подробно объяснить старшему, почему новорожденный все время плачет.

Совет родителям.  

Совет родителям. 

Сложность 1: Чувство вины перед одним из детей

Способ решения. Не создавайте проблему на пустом месте. А если проблема действительно присутствует, ее надо решать, а не винить во всем только себя. Чувство вины плохой советчик. Вы любите своих детей - и это самое главное.

Сложность 2: Бестактные посетители

Способ решения. Не стесняйтесь вежливо указать посетителям на их бестактность. Родственникам открыто скажите, что старший ребенок гораздо больше нуждается в их внимании, чем сладко спящий младенец. Приглашая к себе гостей на "смотрины" новорожденного, обязательно намекните, что приносить подарки нужно для двоих детей.

Сложность 3: Муж ревнует к детям

Способ решения. Обязательно выделите время только для мужа. В редкие минуты уединения не надо разговаривать о детских проблемах и радостях. Хотя бы несколько минут в день побудьте просто мужем и женой. Встречая мужа с работы, искренне интересуйтесь его делами, успехами и сложностями. Не стоит с порога начинать монолог о детских трудностях. Искренне интересуйтесь жизнью мужа и не упрекайте его. Пройдет некоторое время, и он привыкнет к новой ситуации.

всегда рождается вовремя.


 

- мать не отводит его в сад, оставляет дома (скрытый подтекст: если ты меня любишь, то не отдашь в этот гадкий сад!). Кроха добился своего - мама рядом. Каким образом? Эмоциональным шантажом, манипуляцией. Я плачу - маме стыдно, она чувствует себя виноватой - мама не отводит меня в сад (в спортивную школу, в гости к бабушке, в летний лагерь...). Скрытый подтекст действий матери, отказавшейся от своих планов, и здесь легко выявляем - мой ребенок самый лучший, а в саду (школе) их всех стригут под одну гребенку, никакого индивидуального подхода.

Я отнюдь не призываю отдавать в сад всех детей с рожденья, я хочу лишь обратить ваше внимание на то, чтобы разделять, когда у дитя есть серьезные причины для слез, и когда слезы вызваны желанием добиться своего. Жертвенность А механизм воздействия в обоих случаях одинаков - эмоциональный шантаж, манипуляция. 

Среди первенцев и единственных детей в семье манипуляторов больше, чем в семьях с двумя и более детьми. Традиционно им достается больше родительского внимания, желания родителей прослыть демократичными и современными, прислушивающимися к малейшим пожеланиям со стороны обожаемого дитя, а так же в семьях, где родители слишком много работают и не уделяют ребенку достаточно внимания. Одной этой причины хватит, чтобы периодически испытывать чувство вины перед своим чадом. А сыграть на чувстве вины очень легко! "Мы всегда прислушиваемся к мнению и желаниям нашего ребенка", - даже в том случае, когда мать опаздывает на работу, а ребенок хочет и дальше ждать на остановке неизвестно где заблудившийся трамвай.

Наверное, слишком часто идем на поводу их упрямых капризов, почему-то принимая их слишком серьезно.

- Но на улице дождь, ты намочишь ножки.
- А-а-а, тогда я вообще не пойду гулять и буду здесь плакать!
- Хорошо-хорошо, одевай босоножки, только не плачь, а то будет истерика, как вчера...
- Отлично, мама боится моих криков!

Манипулятор - не всегда крикун.




Памятка

по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины

1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с территории Украины

На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребёнку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье.

Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей - от своих родителей.

Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребёнка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьёзными, однако для ребёнка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребёнка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит - им самим это не вполне ясно. Иногда ребёнок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать.

Как же взрослым узнать о том, что ребёнок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде:


Советы родителям «Как не отбить у ребёнка желание учиться»

1. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка предстоящей учёбой и трудностями этой учёбы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятёрки и всё всегда получалось (подумайте, так ли это было на самом деле?).


Особенности  формирования  мотивации  учения у слабоуспевающих и отстающих детей

1.1. Неправильное отношение  к учению со стороны учащегося. Для того чтобы ученик стремился хорошо учиться, выполнял обязанности ученика, преодолевал трудности в учении, у него должны быть личностные и общественные мотивы для учения. Отсутствие таких мотивов по какой-либо причине приводит к низкой успеваемости этих учащихся.

1.2. Чрезмерные трудности при усвоении учебного материала, что сочетается с интеллектуальной пассивностью в преодолении этих трудностей.

1.3. Неправильно сформированные у учащихся способы учебной работы. Ученик не умеет заучивать учебный материал, составлять план своей работы, не умеет решать задачи, пользоваться схемами, картами. Возможными причинами низкой успеваемости могут быть  отсутствие у ученика режима дня, или неправильно составленный режим, или систематическое несоблюдение режима дня.

1.4. Пробелы в фактических знаниях и умениях применять их на практике.

1.5. Неправильно сформированное у учащихся  в семейном воспитании  отношение к труду вообще  и учебному труду  в частности.

1.6 Отсутствие у ученика познавательных и учебных интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением.

2. Формирование мотивации учения у слабоуспевающих и отстающих детей

В рамках урока необходимо постоянно осуществлять индивидуальный подход к формированию мотивации слабоуспевающих и отстающих детей.

При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям. Для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

При формировании положительного отношения к учению следует предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов решения задачи вместо узкой ориентации только на результат; упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшит дисциплинированность этих детей; упражнения по формированию оценочных действий школьников, для чего привлекать самого ученика к оценке  своих и чужих знаний, ориентироваться при этом на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика, чаще применять комментирование учителем своей оценки, учитывать, что мотивации учения способствуют более однородный состав класса и совпадения норм внутригрупповых оценок.

Кроме того, у слабоуспевающих и отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.

В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение учиться, постепенно и дробно отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей "выученной беспомощности" как следствие длительных неудач, часто укрепляющих неуважение детей к себе.

«Формула» готовности к школе

Психологическая готовность к школе – понятие далеко не однозначное даже в современной психологии. Люди, не занимающиеся детской психологией профессионально, под готовностью к школе нередко понимают определенный уровень знаний и умений ребенка, главным образом связанных с письмом, чтением и счетом. Специалисты, напротив, считают эти показатели не столь важными.

Из чего складывается психологическая готовность ребенка к школе? Как она формируется? Можно ли и каким образом развить у ребенка психологическую готовность к школе? В детской психологии принято считать, что в своем развитии ребенок проходит ряд этапов или ступеней, на каждой приобретая что-то новое для себя. Это новое и является тем итогом развития, благодаря которому ребенок способен перейти на следующий этап. Психологическая готовность, соответственно, итог психического развития ребенка, это такой уровень развития, которого физически и психологически здоровый ребенок может достигнуть к концу дошкольного этапа жизни.

Будущий школьник должен полноценно прожить свое дошкольное детство и максимально использовать возможности этого периода жизни для своего развития. Таким образом, только зрелый, «сложившийся» дошкольник психологически готов к обучению в школе, ребенок должен иметь комплекс качеств, характеризующих зрелого дошкольника. Что это за качества? Условно можно представить ПГШ в такой форме:

Желание («хочу учиться») + возможности («могу учиться») = психологическая готовность к школе.

Желание ребенка учиться – это мотивационно-потребностный компонент ПГШ.

Поступление в школу ребенок связывает для себя с удовлетворением определенных потребностей и желаний. Именно они и являются теми побудительными силами или мотивами, которые побуждают его идти в школу и формируют отношение к ней.

Почему я боюсь идти в школу?

Однако не все дети стремятся попасть в школу и связывают с этим приятные ожидания. Есть дети, которые по тем или иным причинам испытывают тревогу от одной мысли, что скоро в школу и негативно отзываются о ней. Для них образ школьника окрашен отрицательными эмоциями. По большей части страхи детей необоснованные, внушенные родителями или более старшими детьми.

Причиной пессимизма некоторых детей относительно школьной жизни может быть негативный опыт выполнения заданий в детском саду или тревога родителей по поводу предстоящего поступления в школу, передавшаяся ребенку. Другой причиной могут быть запугивания взрослыми будущего первоклассника предстоящей школой (Вот пойдешь в школу – там тебя научат, как себя вести, как слушаться, как…», «В школе из тебя сделают человека!») и.т.п. В результате он ассоциирует школу с неприятными для себя переживаниями.

Благодаря сочетанию познавательного («Хочу учиться, потому что это нужно и важно») и социального («Хочу учиться, потому что это нужно и важно») мотивов у ребенка формируется то, что психологи называют внутренней позицией школьника – психологически он уже школьник, хотя может все еще ходить в детский сад. И наоборот, бывает, что ребенок уже школьник, но внутренне, психологически остается еще дошкольником. О таком ребенке специалисты говорят, что он психологически не готов к школе.

Возможности


Одного желания учиться явно недостаточно для успешного вхождения в школьную жизнь. Ребенок, хорошо мотивированный к школе, но плохо подготовленный к ней интеллектуально, может столкнуться в будущем с самыми разными трудностями. Ситуация, когда «я хочу учиться, но у меня ничего не получается» может негативно сказаться на развитии и поведении ребенка. Например, ему нравится писать буквы в тетради, но особенности развития мелкой моторики руки, трудности право-левосторонней ориентировки и восприятия отдельных элементов буквы или неспособность длительное время удерживать внимание на выполняемой деятельности затрудняют процесс обучения. Ребенок сталкивается с неудачами, критикой со стороны учителя, родителя, сверстников, результат его самого все менее удовлетворяет, и у него формируется негативное отношение        к этому, ранее любимому занятию. Опыт неудач в любом деле отбивает охоту этим делом заниматься. Тем более это справедливо по отношению к детям, которые в отличие от взрослых, более чувствительны к оценкам и критике со стороны других.


Психолого-педагогические рекомендации

по подготовке детей к школе

Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности. Но работа по развитию школьной готовности должна строиться с учетом возрастных особенностей. Например, нужно учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем возрасте – игровая. Благодаря развивающей работе с учетом особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.

1.Нeдопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

3.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

4.Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения.

5.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

6.В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

7.Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

9.Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки, используя занятия с пластилином, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.

10.Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

11.Расширение кругозора через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т.п.

12.Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.

13.Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.

14.Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.

15.Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.

16.Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.

17.Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.

18.Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Учитывая особенности физического развития детей взрослым необходимо:

– дополнить упражнения по физической подготовке детей к обучению в школе комплексом упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

– организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, лепкой;

– проводить закаливающие процедуры, включающие воздушные ванны, хождение босиком, полоскание рта холодной водой, обливание ног, посещение бассейна и др.;– сопровождать занятия физической культурой с комплексом средств фитотерапии, музыкотерапии, арт-терапии, ароматерапии и физиотерапии.

Успехов Вам, уважаемые родители!


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Глава II. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ,
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И НРАВСТВЕННОСТИ

Статья 10. Нарушение покоя граждан


1. Использование повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, киосках, павильонах, балконах, в окнах или на подоконниках, с 22.00 до 8.00 часов, иные действия, нарушающие покой граждан с 22.00 до 8.00 часов, - влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч пятисот рублей.

2. Организация и проведение с 21.00 до 8.00 часов в жилой зоне строительных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других работ, нарушающих покой граждан, за исключением спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

3. Организация и проведение в рабочие дни с 21.00 до 8.00 часов, а также в любое время в воскресные и нерабочие праздничные дни в квартире, комнате многоквартирного дома ремонтных работ, сопровождающихся повышенной громкостью и нарушающих покой граждан, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Закон «Об образовании» ст.52 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

6. Родители (законные представители) детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Закономпорядке компенсации части платы (далее - компенсация), взимаемой за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в указанных организациях.

Закон ХМАО-Югры № 109–оз от 10.07.2009 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в ХМАО-Югре» ( Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 3 июля 2009 года)

          Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), а также порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления, муниципальные образования) мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

 

Глава 1. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ

ДЕТЕЙ, ИХ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ,

ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ

 

Статья 1. Меры по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию

1. В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории автономного округа запрещается:

1) нахождение детей на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, определяемых главой муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) нахождение детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, определяемых главой муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

2. Под ночным временем в настоящей статье понимается:

1) в период с 1 октября по 31 марта - с 22.00 часов до 6.00 часов местного времени;

2) в период с 1 апреля по 30 сентября - с 23.00 часов до 6.00 часов местного времени. 

Статья 2. Уведомление родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка, а также доставление такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в специализированные учреждения для несовершеннолетних 

1. Лица, обнаружившие ребенка в местах, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, в нарушение установленных настоящим Законом требований, сообщают об этом в органы внутренних дел по месту обнаружения ребенка.

2. Уведомление родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка, а также доставление такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 - ФЗ

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

1. Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на участников - от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Закон  ХМАО – Югры от 11.06.2010 № 102 – 0з «Об административных правонарушениях»

Статья 18. Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда

1. Допущение родителями (лицами, их заменяющими), юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождения детей в возрасте до 18 лет на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, определяемых главой муниципального образования, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 16.12.2010 N 239-оз)

2. Допущение родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождения детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, определяемых главой муниципального образования автономного округа, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, -
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 16.12.2010 N 239-оз)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Примечание. Под ночным временем понимается:
1) в период с 1 октября по 31 марта - с 22.00 до 6.00 часов местного времени;
2) в период с 1 апреля по 30 сентября - с 23.00 до 6.00 часов местного времени.
Административную ответственность в соответствии с настоящей статьей не несут должностные и юридические лица, сообщившие в органы внутренних дел об обнаружении ребенка в местах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и принявшие меры, направленные на предупреждение причинения вреда здоровью ребенка, его физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 16.12.2010 N 239-оз)

06.11.2012

Развитие познавательных процессов в игре и общении

ВНИМАНИЕ

              В дошкольном возрасте интенсивно развивается внимание, возрастает его устойчивость, например при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.