Буллинг

Буллинг — это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.  Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.


  1. ​.Методические материалы про буллинг  https://cloud.mail.ru/public/bX9y/zMrR62KTU
  2. .Памятка по профилактике межнациональных и межэтнических конфликтов:​

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Согласно определению философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.  Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Действия по профилактике межнациональных и межэтнических конфликтов

1. Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда оно противоположно вашему.

2. Всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям, будьте доброжелательны и великодушны. Они вам отплатят тем же.

3. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок. Жесткость и категоричность легко провоцируют конфликтную ситуацию.

4. Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не потому, что они не сделали.

5. Д. Карнеги настоятельно рекомендует не критиковать других людей, дабы не провоцировать конфликты. Поэтому критика человеком воспринимается более положительно, если сначала вы его похвалили за что-либо.

6. Ругать, критиковать можно конкретные действия и поступки человека, но не его личность!

7. В ходе общения желательно хотя бы изредка улыбаться собеседнику.

8. Важнейшее правило общения – цените не только своё, но и чужое мнение, умейте слышать не только себя, но и других!

9. Не оскорбляйте, не унижайте, не обижайте, не обманывайте, не предавайте – тогда уважение и любовь – Вам обеспечены!


3. Руководство для подростков, родителей и учителей про буллинг:

Руководство для подростков, родителей и  учителей  про буллинг 

Буллинг — это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.  Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

Типы буллинга:

  • изическая агрессия
  • Словесный буллинг
  • Запугивание
  • Изоляция
  • Вымогательство
  • Повреждение имущества.

 Виды школьного насилия:

  • Эмоциональное (эмоциональное напряжение, унижение, снижение самооценки):

- насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

- отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.

  • Физическое (нанесение физической травмы) - избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

Причины агрессивного поведения:

- Властные авторитарные семьи

- Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни

- Неполные семьи

- Семьи  с конфликтными семейными отношениями

- Семьи с генетической предрасположенностью  к насилию

    Последствия школьного насилия:

- Падение самооценки, затравленность

- Проблемы в учёбе и поведении

- Суицидальные намерения.

Алгоритм действий взрослых по предотвращению буллинга  (как реагировать, если выявлены  факты насилия ):

 Родители сообщают учителю (классному руководителю) при установлении факта либо подозрения на существование ситуации буллинга.

Учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

 Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

Стратегия поведения взрослого (педагога, родителей) с жертвой:

  • Скажите ребенку: «Я тебе верю. Мне жаль, что с тобой это случилось». Ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким, поймет, что его чувства реальны и понятны для любого человека в такой ситуации, и он может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку со стороны взрослого.
  •  Скажите ребенку : «Это не твоя вина. Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло». У ребенка (подростка) повышается самооценка и уверенность в том, что он не одинок в такой ситуации и все сделал правильно. 
  • Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз: «Я люблю тебя (я понимаю тебя – для педагога) и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Ребенку это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту.

Стратегия поведения родителей, чтобы предотвратить попадание ребенка в группу риска по буллингу :

 Объясните ребенку, что необходимо правильно вести себя со сверстниками:

  • не показывать своё превосходство над другими;
  • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
  • не  хвастаться - ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;
  • не демонстрировать свою элитарность;
  • не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива);
  • не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;
  • не демонстрировать свою физическую силу;
  • не показывать свою слабость;
  • своими (способностями), увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя (одарённость Вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему).

 Нужно помочь ребенку (подростку):

  • отыскать себе друга,  среди одноклассников, а ещё лучше несколько  настоящих друзей;
  • найти общий язык с каждым учеником в классе;
  • приглашать одноклассников в гости;
  • научиться уважать мнение своих одноклассников;
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками;
  • научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.

 Повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:

  • научите Вашего ребенка  не  бояться  своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
  • наладьте  контакты с учителями и одноклассниками Вашего ребенка;
  • - участвуйте  в классных мероприятиях, в которых могут принимать участие и родители.

Если  профилактические меры не помогли и Ваш ребёнок оказался жертвой  буллинга:

  • Прежде всего,  постарайтесь понять истинную причину  произошедшего  с ребенком.
  • Убедиться, что Ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного  буллинга.
  • Сообщить об этом учителю и школьному психологу, постарайтесь сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации.
  • Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправляйте его на следующий день в школу.
  • При сильно  пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу.

Постараемся вместе сделать жизнь ребенка в школе безопасной!



Буллинг